Беседы Книжника - Беседа пятая, блог на romadey.ru
Куда сходить в Калининграде. Помощник и путеводитель по интересным местам и лучшим событиям

Беседы Книжника - Беседа пятая

Книжник


 

  

 

 

БЕСЕДА ПЯТАЯ,

о хитроумных китайцах, их изобретениях, ученых книжниках Востока и Запада и типографском станке Иоганна Гутенберга  

 

- Книжник, ты обещал рассказать, как появились бумажные книги. Так странно представить, что когда-то даже самой бумаги просто не было. Ее ведь китайцы придумали, да? И долго-долго ни с кем своей выдумкой не делились?

- Совершенно верно, Фросенька. Жители Поднебесной (так называют себя китайцы) по праву гордятся огромным количеством изобретений, сделанных в их стране. Компас, сейсмограф, порох и фейерверки, шелковые ткани, лапша и мороженое… и, конечно, бумага и книгопечатание.

- А на чем они писали до того? Или у китайцев не было книжек?

- Совсем наоборот: в Китае всегда очень почитали ученых, писателей, философов — куда больше, чем воинов или государственных деятелей! «Достойный человек не может не обладать широтой познаний», - так говорил великий Конфуций, у которого служил книжник Чжан Вэньмин (его имя означает «свет культуры»).  Размышления образованных и мудрых мужей стремились запечатлеть любым возможным способом. Например, на шелковой ткани или древесине бамбука.

- Бамбуком ведь еще панды питаются?

- Да, Китай славится своими бамбуковыми лесами, это гибкое и крепкое растение считается символом Поднебесной и, согласно древним поверьям, приносит счастье, здоровье и удачу. Но как ты думаешь, Фросенька, удобно ли было писать на бамбуковых палочках?

- Наверное, не легче, чем на нашей бересте?

- Бамбук крепче бересты, но ствол у него узкий, тоненький, и таблички получались тоже не очень широкими. Представляешь, сколько таких деревяшек понадобится, чтобы записать длинный текст с большим количеством иероглифов? Обычно исписанные таблички соединяли в связки — объемные и громоздкие. Одна такая «книга» могла занять целую повозку! К тому же древесину перед письмом приходилось тщательно просушивать на огне, чтобы она не сгнила раньше времени. Да и чернила на бамбуке быстро выцветали. Зато у Чжан Вэньмина и других китайских книжников всегда было много работы: они скрепляли рассыпавшиеся таблички, прятали их от яркого солнечного цвета, дорисовывали стершиеся иероглифы.

- Книжник, а у китайцев было столько же иероглифов, как у древних египтян? Помнишь, ты рассказывал, что в Египте только ученые-преученые писцы могли их все запомнить?

- Даже больше: в китайском языке около 40 тысяч знаков! Каждый китайский иероглиф — настоящее произведение искусства. Чтобы научиться четко и красиво выводить иероглифы с помощью кисточки и туши, нужно стать каллиграфом — мастером изящного письма. Китайцы считали письменность священным даром Небес, мостом к познанию тайн мироздания. Говорят, что когда в Поднебесной появились иероглифы, злые духи разрыдались от досады: ведь теперь они больше не могли обманывать людей!

- А сегодня китайцы тоже пишут иероглифами?

- И китайский язык считается одним из самых сложных в мире. Грамотным может называться человек, знающий хотя бы две-три тысячи иероглифов!

- Да уж, это не наши тридцать три буковки… Зато теперь хотя бы не надо писать на бамбуке, пусть его лучше панды кушают. Книжник, а когда изобрели бумагу?

- Это произошло в 105 году нашей эры. К тому времени стало очевидно, что древесина и шелк, дорогой и сложный в изготовлении, должны быть заменены более удобным материалом. Тем более, что «добрых книг, имеющихся в Поднебесной, не счесть» — так утверждал один китайский философ. Считается, что бумагу изобрел Цай Лунь — начальник императорских мастерских, прославившийся своей смекалкой. Все изделия, созданные под его руководством, поражали своей искусностью, красотой и удобством в использовании. Говорят, что Цай Луню, владельцу большой библиотеки, многие идеи нашептывал живший в ней книжник Ши Кикианг (его имя означает «просвещение и сила»).

- И про бумагу тоже он подсказал?

- Вполне возможно, Фросенька. Как бы там ни было, однажды Цай Лунь решил провести эксперимент: собрал целую гору старого тряпья, порванных рыболовных сетей, испорченных шелковых волокон, добавил немного древесной коры, всё это измельчил и оставил отмокать в воде. Получившуюся мягкую массу переместил в специальные формочки, зажал тяжелыми камнями и долго нагревал на солнце. В итоге из-под пресса были извлечены настоящие бумажные листы — легкие, ровные, прочные и очень удобные для письма!

- Ну наконец-то! А то люди бедные столько веков мучились…

- Еще бы! Китайскому императору сразу пришлась по душе выдумка Цай Луня. Был издан указ: распространить новое изобретение по всей Поднебесной. Сбылась давняя мечта китайских ученых и философов: отныне они могли записывать свои мысли так же легко, как рубить острым мечом молодые побеги бамбука. В Китае так ценили бумагу и запечатленные на ней слова, что на исписанный листок запрещалось вставать ногами! А вот делиться своим секретом с другими народами хитрые китайцы не спешили. Несколько столетий иноземцы не могли догадаться, как делается бумага. Впрочем, тайное всегда становится явным: в VIII веке, во время войны с арабами, несколько китайских рабочих, оказавшись в плену, выдали секрет неприятелю. В Багдаде быстро запустили производство уникального материала, а потом бумажное ремесло узнали и в Европе.

- И стали печатать книжки?

- Для этого нужно было изобрести печатный станок. Его, кстати, тоже придумали в Китае, в X столетии. На доске вырезался текст в зеркальном изображении, потом она смачивалась краской и плотно прижималась к бумаге, оставляя четкий оттиск. Часто ряды иероглифов сопровождались рисунками-гравюрами. Такой метод печати назывался ксилографией. Первой книгой, созданной таким способом, стала «Алмазная сутра» — сборник священных буддистских текстов. Кстати, большинство печатных книг изготавливали именно при монастырях — чтобы как можно больше людей могли познакомиться с духовной мудростью.

- И Ефросиния Полоцкая так думала?

- Да, твоя тезка наверняка согласилась бы со многими высказываниями Конфуция и других китайских мудрецов-книголюбов.

- Книжник, но ведь все эти сложнейшие иероглифы не очень-то удобно вырезать на дереве?

- Со временем мастера придумали готовые наборные шрифты, в которых каждому знаку соответствовала бронзовая фигурка-литера — как на печатной машинке. Но большой популярностью такие станки в Поднебесной все равно не пользовались, знатные люди предпочитали рукописные тексты.

- Почему? Это же так удобно! Хотя… если иероглифов тысячи и для каждого нужно сделать фигурку… замучаешься, конечно.

- Да, Фросенька, китайская система письма изначально сильно отличается от европейской. Правда, вскоре по указанию императора был утвержден особый упрощенный алфавит из 25 символов. Их-то и использовали при печати. Но все-таки в Поднебесной слишком ценился труд писцов-каллиграфов, чтобы с легкостью отказаться от древнего искусства в пользу машинной технологии. А вот на Западе изобретение печатного станка стало важнейшим историческим свершением!

- Европейскую печатную машину придумали в Германии, да?

- Совершенно верно, Фросенька. Первую западную типографию открыл в XV веке замечательный немецкий мастер Иоганн Гутенберг из города Майнца, долгое время занимавшийся производством зеркал. Именно он догадался, что тексты будущих страниц можно составлять из готовых металлических брусочков-литер — как малыши складывают слова из кубиков. Мы знаем, что китайцам уже была известна такая техника, но именно в Европе она пришлась как нельзя кстати. Литеры можно разбирать и менять местами бесконечно, чтобы получать разные тексты. Все литеры создавались одинаковым способом: объемное изображение буквы — штамп или пуансон — вдавливалось в мягкую металлическую пластинку — матрицу. Матрица с зеркальным отпечатком буквы вставлялась в особую свинцовую формочку из двух раскрывающихся половинок. Все литеры были одного размера и легко складывались в строчки. Для удобства работы Гутенберг использовал специальную наборную кассу — ящик с ячейками для каждой буквы. Чем чаще в тексте использовалась буква, тем больше было литер с ее изображением. Представляешь, Фросенька, как быстро пошло дело! Отныне за пару недель можно было изготовить десятки и даже сотни совершенно одинаковых книг. Книжное знание становилось доступным все большему количеству людей.

- Немецкие книжники, наверное, страшно гордились?

- Да, один мой приятель из Штутгартской библиотеки и по сей день частенько хвастается, что его предок по имени Бенедиктус помогал Иоганну Гутенбергу набирать литеры для «Немецкой грамматики» - первой книги, напечатанной на книжном станке. Ведь это действительно был настоящий переворот, прорыв в истории всего человечества! Вскоре печатни-типографии появились не только в Германии, но и в других европейских странах: Франции, Италии, Англии, Чехии, Польше…

- А у нас когда начали печатать такие книжки?

- Первая типографская книга появилась на Руси более 400 лет тому назад. И изготовил ее легендарный мастер Иван Федоров, которого за его великую заслугу прозвали первопечатником. Но об этом мы поговорим в следующий раз!

 

ДО НОВОЙ ВСТРЕЧИ!